В чем преимущества и недостатки железобетонных шпал?

Шпалы, как строительный материал, обладают множеством достоинств: не подвержены гниению и устойчивы к высокой влажности, обеспечивают хорошую теплоизоляцию, в шпалах не заводятся насекомые вредители и грызуны, это долговечный и надежный материал.

Возведение бани

Пришло время рассмотреть непосредственно последовательность действий по возведению бани из шпал.

Стоит придерживаться ряда предложенных рекомендаций:

  1. Первым делом приобретаем материал. Для сооружения бани понадобится приобрести где-то сотню качественных, то есть крепких, шпал.
  2. После закладки фундамента и последующего его застывания укладываем гидроизоляционный слой. Для этого поверхность бетона смазывается жидкой битумной мастикой, а уже сверху укладывается два слоя рубероида.
  3. Теперь производится укладка стартового венца из шпал. Первый ряд должен быть уложен на рейки, благодаря которым шпалы не будут касаться фундамента.
  4. Каждый последующий ряд шпал скрепляется с предыдущим посредством шипового соединения. Зазор между первым рядом и фундаментом задувается строительной (монтажной) пеной.
  5. Поверх первого венца стелют утеплитель, в качестве которого может служить пакля, мох, джут, и иные материалы, которые обычно используются в качестве конопатки сруба.
  6. На утеплитель производят укладку последующего венца. Крепление применяется по способу «паз-шип», однако специалисты советуют прибегать к дополнительному нагельному соединению. Осуществляется оно путем прорезанием отверстий в шпалах на противоположных концах для крепления нагелей.

В заключение

И тогда баня прослужит очень длительное время, не один десяток лет, сохраняя тепло и уют даже в самое холодное зимнее время.

Основание из ЖБ шпал

Как и в первом случае из этого материала можно выполнить два вида оснований – свайное и ленточное.
Использование железобетонных шпал при обустройстве свайного фундамента с ростверком, позволит построить коттедж или дом из любого материала, с большим удельным весом.

Характеристики и размеры железобетонной шпалы

Важно! Для строительства лучше приобрести сваи, бывшие в употреблении, так как пропитка, которой защищают бетон от неблагоприятных условий окружающей среды может негативно сказаться на здоровье.
Стоит, отметит, что в отработанных шпалах со временем вредные компоненты пропитки испаряются, да и стоит материал б/у намного дешевле нового

Креозот

Креозот — продукт сухой перегонки дерева или каменного угля, жидкость от черно-бурого до черного цвета, довольно хорошо растворим в воде. В отличие от пихтового масла при добавке креозота происходит значительное ускорение реакции, почему его хорошо применять при обработке плохо растворимых пород.

Креозот, или 4 6-динитро-о — крезол, — очень эффективный репеллент, препятствующий перелету клопов Btissus leucopterus leucopterus с хлебных злаков на кукурузу. При обработке креозотом почвы между культурами он обеспечивает хорошую защиту культуры при минимальном загрязнении или нарушении окружающей среды.

Креозот ( древесный креозот) представляет собой смесь фенолов, главным образом крезолов и гваякола, получаемую из дегтя, который образуется при сухой перегонке букового дерева.

Креозот ( сырая смесь ароматических углеводородов с небольшой примесью гомологов фенола и нафтола) менее активен, чем большинство синтетических пестицидов, но дешев и поэтому может применяться в больших дозах. Лучшие результаты дает пропитка под давлением или при переменном нагревании и охлаждении. В хорошо пропитанной древесине содержится несколько процентов масла. Причина применения дешевого, но малоактивного пестицида в больших дозах объясняется следующим: адсорбционная способность древесины настолько высока, что очень сильный препарат, но в малых дозах не обеспечит защиты глубоких ее слоев.

Креозот вызывает ожоги, поражение слизистых оболочек, а при отравлении — сильные боли в подложечной области, рвоту и коматозное состояние. Моча оливково-зеленого цвета, на воздухе чернеет.

Креозот — желтоватая маслянистая жидкость, нейтральной реакции; характеризуется сильными антисептическими свойствами.

Креозот должен храниться в железных бочках с обручами и с пробкой на резьбе.

Креозот, гвайякол и карвакрол легко изменяются окисляющими веществами. Пикамар и капномор при действии азотной кислоты дают, между прочим, щавелевую кислоту, а цедрирет, по Рейхенбаху, есть продукт окисления какой-то части древесного дегтя.

Креозот, получаемый при пиролизе каменного угля, желто-зеленая вязкая жидкость; содержит нафталин и антрацен; применяется как фунгицид, флотореагентПрименение креозота аналогично применению гваякола. Ранее его широко использовали при лечении туберкулеза, а в настоящее время он применяется главным образом при инфекциях органов дыхания, например при бронхите.  Применять креозот и пен-тахлорфенол для защиты конструкций жилых зданий не допускается.

В чем достоинства и недостатки такого материала

В гараже из шпал всегда сухо и тепло.

Если применять шпалы в строительстве, то лучше использовать их для устройства фундамента, а не для стен гаража. Причина – вредные испарения, которые выделяются при повышении температуры.

Шпалы обрабатывают креозотом – это канцероген, который постоянно испаряется с поверхности шпал. Помните специфический запах вокзала и железнодорожных путей? Это испарения креозота.

Что успокаивает – креозот выветривается со временем, поэтому старые шпалы дают намного меньше испарений.

Чтобы исключить вредные испарения стены гаража можно дополнительно покрыть защитной отделкой. Например, слоем полиэтиленовой пленки и листами гипсокартона или оштукатурить по малярной сетке с последующей покраской.

Обязательно нужно обработать шпалы антипиреновой пропиткой — так как креозот загорается моментально.

В каких случаях целесообразно возведение фундамента из шпал

Перед тем как принять решение использовать этот материал при строительстве основания, нужно учесть некоторые нюансы, которые могут сыграть важную роль в постройке основы:

  1. возможность недорого купить уже отработавшие свой срок шпалы по недорогой цене;
  2. транспортировка и доставка материала на участок, если шпалы находятся далеко от места строительства, то перевозка и расходы на транспорт могут свести вашу экономию к нулю;
  3. строение, устанавливаемое на фундамент из деревянных шпал, должно быть небольшим и легким;
  4. обустройство фундамента будет производиться самостоятельно, без привлечения сторонней рабочей силы.

Из шпал своими руками можно обустроить классические виды основания, при этом оно будет надежным и долговечным, при условии соблюдения технологий строительства. Также у каждого застройщика есть выбор соорудить фундамент из железобетонных шпал или выбрать деревянные, все зависит от бюджета строительства.

Процесс монтажа фундамента из ЖБ шпал

Некоторые опасаются использовать деревянные шпалы из-за креозотовой пропитки, которая делает древесину долговечной и не подверженной гниению. Эта пропитка имеет неприятный запах и является ядовитым веществом. Но этого опасаться не нужно, так как за долгие годы нахождение на воздухе в конструкции железных дорого, погодные условия делают свое дело, и запах выветривается, как и ядовитые свойства креозота. Существенным плюсом является и то, что шпалы под фундамент можно получить совершенно бесплатно, при ремонте ЖД полотна – как отработанный свой срок материал.

Так выглядят отработанные железобетонные шпалы

Кроме этого, можно соорудить фундамент своими руками, так как материал не требует специальной обработки и довольно прост в применении. Достаточно иметь одного помощника, который будет перетаскивать с вами шпалы с места на место, и помогать в укладке материала в траншею для фундамента.

Дом из шпал

Построить дом можно из многих стройматериалов. В сказке про лису и зайца, как мы помним из детства, построил заяц себе избушку лубяную, а лиса ледяную. К сожалению, ледяная избушка растаяла. Поэтому, нам лучше строить из надёжных строительных материалов, которым не страшен ни зной, ни холод. И как сегодня выяснилось в очередной раз, я про землетрясение в японии, в домах из дерева жертв меньше, потому что дерево относительно лёгкий строительный материал, нужно предусматривать по возможности всё. К такому материалу относится дерево. В деревянном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому дерево(шпалы) один из таких материалов, который намного практичнее, и безопаснее, а жизнь это то что стоит береч.

Шпалы раньше тоже делали только из дерева. Сейчас правда стали использовать бетоные в основном.  Для долговечности деревянные шпалы обрабатывают креозотом,  таким образом, защищая древесину от гниения и
порчи разными паразитами.  Но для постройки дома, подходят только шпалы, долгое время пролежавшие на свежем воздухе и которые не пахнущие креозотом.

При возведении стен,  первый ряд шпал нужно закрепить на фундаменте болтами. Предварительно, еще при заливке фундамента, необходимо вмонтировать болты.  Диаметр крепёжных болтов приблизительно 40 мм, расстояние между ними достаточно около метра.  Сами шпалы лучше просверлить после того как болты укрепятся в фундаменте. Сделать это не составит большого труда. Разметить точнее место сверления можно, если приложить шпалу к фундаменту и напротив болтов отметить места сверления. Но при этом нужно обязательно учесть, отклонения болтов от центра фундамента. Иначе у вас отверстия в шпале не совпадут с болтами. Такое крепление первого ряда придаст дому достаточную устойчивость и прочно закрепит стены и весь дом на фундаменте.

После того как был закреплён первый ряд шпал, можно продолжать возводить стены, закрепляя последующие ряды металлическими скобами. Также придаст дополнительную жесткость дому, последующая обвязка дома металлической полосой по диагоналям. Стальная полоса должна быть достаточно прочной, примерно шириной 20 мм и толщиной 4 мм или  30 мм и 4 мм. Стальную полосу нужно просверлить, так, чтобы вбитый гвоздь или саморез не находился на краю шпалы, а крепил полосу надёжно.

При возведении стен из шпал, необязательно располагать их всегда лёжа. Если нужно, то шпалу можно расположить вертикально. В некоторых случаях это намного упростит и ускорит возведение стен. Особенно в тех случаях, когда стена разделяется окном или дверным проёмом и нужно вставлять относительно короткие куски шпал. Тогда целесообразнее вместо того, чтобы разрезать шпалу на куски,  достаточно поставить шпалу вертикально. При строительстве из кирпичей, верхний проём окна или двери нужно укреплять бетоном или металлом, иначе некуда будет класть кирпич. В нашем случае шпалы решают эту проблему, мы просто продолжает класть следующий ряд шпал и проём готов. Укрепление углов дома нужно выполнять с особой тщательностью, можно использовать опыт строительства деревянных домов. Или поручить выполнить углы специалисту. Сделать углы ровными и прочными одновременно, непростое дело и не каждому оно по плечу. Стены после окончания строительства обивают дранкой и штукатурят.

Практическая эксплуатация домов построенных таким способом показала, что они очень хорошо выдерживают землетрясения. По сравнению с кирпичными и домами из железобетонных конструкций в доме из шпал, во время землетрясения вся ваша семья, будет находиться в наибольшей безопасности. Ещё из плюсов можно назвать, это то, что дом получается тёплый и сухой, а атмосфера в нем благоприятная для проживания.

Конечно, здесь я рассказываю не всю технологию постройки дома из старых шпал. Эта статья дает возможность понять идею подобного строительства. О некоторых тонкостях постройки дома из шпал я расскажу в следующих статьях. Приходите к нам в интернет магазин «Строй-плюс» выбирайте стройматериалы,  читайте наши статьи и задавайте вопросы. Мы всегда рады видеть вас у себя.

Как сделать фундамент из шпал своими руками монтаж ростверка

В структуре фундамента шпалы чаще всего используются в качестве балок горизонтальной обвязки (ростверка).

Ну а само строительство фундамента, в данном случае, выполняется по следующей схеме:

  1. Под основание роется котлован или траншея, глубина которой равняется 40 сантиметрам.
  2. На дне отрытой траншеи с шагом 1,35 или 2,7 метра высверливаются шурфы под вертикальные опоры. Для обустройства таких колодцев можно использовать ручной бур, диаметр которого равен 30-40 сантиметрам. Глубина бурения, в данном случае, определяется индивидуально, но не может быть меньше 1-1,25 метра.
  3. В шурфы вводится свернутый в рулон рубероид и арматурный каркас (четыре вертикальных штыря с горизонтальной перевязкой, смонтированной с шагом в 30-40 сантиметров). После чего в шурф заливают бетон или песчано-цементную смесь.
  4. Обустроив опоры можно заняться ростверком. Для этого нужно дождаться полного отвердения опор и уложить на них концы шпал. Если опоры монтировались с шагом в 2,7 метра, то шпала ляжет на две опоры. А если шаг был равен 1,35 метра, то под шпалой будут три опоры. Последний вариант применяют при сооружении блочных гаражей или сараев. Первый вариант используют в качестве основания под малые архитектурные формы или каркасные конструкции.

Необходимо отметить, что фундамент из деревянных шпал строится по такой же схеме. То есть, ростверк, можно собрать не только из железобетонных, но и из деревянных  балок.

Использование шпал при сооружении ленточных оснований

Кроме того, используя шпалы под фундамент блочного или кирпичного строения, можно применить не только технологию сборки балочного ростверка на заливаемых опорах, но и несколько иной вариант обустройства, предполагающий сооружение полноценного ленточного фундамента.

И этот процесс выглядит следующим образом:

  1. На участке роется стандартная траншея под ленточный фундамент. Ширина траншеи не должна превышать двойной ширины шпалы.
  2. После завершения земляных работ на дно траншеи подсыпают 10-сантиметровую подушку из гравия и 25-40 сантиметровую подушку из песка. После чего глубина траншеи должна равняться 40-50 сантиметрам – этого будет достаточно для обустройства двух или трехслойной кладки из шпал.
  3. Стены и дно траншеи выкладывают гидроизоляционной пленкой, поверх которой кладут шпалы, укладывая их стопкой, друг на друга. При этом надо позаботиться о перевязке, расположив элемент из верхнего слоя на двух нижних шпалах, расположенных по соседству (он должен закрыть вертикальный стыковочный шов).
  4. После завершения укладки шпал в свободное пространство заливается песчано-цементный раствор.

Цокольную часть фундамента, в данном случае  выкладывают из кирпича или бетонных блоков. И, разумеется, такая технология предполагает использование только железобетонных шпал. Изделия из дерева, в этом случае, можно употребить на строительство стен или монтаже цокольного перекрытия.

Виды деревянных шпал. Почему дерево продолжает оставаться лучшим материалом для производства шпал?

Шпалы – это горизонтальные опоры, которые позволяют располагать рельсы на одинаковом расстоянии друг от друга

Между тем, сохранение означенного расстояния критически важно

Приобрести шпалы деревянные по доступной цене Вы сможете на В данной публикации подробно разберём положительные стороны использования деревянных шпал.

Материалы, которые используются для производства шпал

Сегодня шпалы производятся из различных материалов:

  • дерево;
  • металл;
  • пластик и т.д.

Нужно отметить, что несмотря на значительное развитие промышленности, шпалы из дерева продолжают оставаться наиболее предпочтительными в использовании. Ведь они обладают всеми необходимыми техническими параметрами и стоит максимально доступно.

Можно разделить деревянные шпалы на следующие классы: обрезные, полуобрезные, необрезные.

Среди минусов использования деревянных шпал можно отметить лишь один. Они загнивают в местах сочленения с рельсами. Однако существует простой способ избежать этой проблемы – применение антисептических растворов.

Древесина, которая используется для шпал

 

В России подобной древесиной считается сосна. Дело в том, что это наиболее распространённая древесина, а значит максимально дешёвая. В западных странах для производства шпал могут так же использоваться кедр, клён и даже эвкалипт.

Главное свойство, которым должны обладать шпалы из дерева – пластичность. При проходе поезда по рельсами, они должны удерживать последние на одинаковом расстоянии друг от друга.

Однако в случае использования жёсткого металла вместо дерева, в нём будет возникать вибрация (злокачественная). Дерево же без проблем гасит вибрацию. Точнее она проходит через него, но не оказывается негативного влияния.

Единственное, на что следует обращать внимание – это локальное подгнивание дерева. Если означенное произошло, настоятельно рекомендуется осуществить замену шпалы на новую

Меньше всего гниёт необрезные шпалы. Однако они значительно сложнее в монтаже. Не получится в течение десяти минут произвести их замену. Между тем, в Европе активно внедряются пластиковые шпалы. Они долговечнее деревянных, но и значительно дороже.

Несмотря на это в долгосрочной перспективе (десятки лет) они оказываются более практичными.

В видео будет продемонстрировано, как делаются шпалы сегодня:

ЖТК

Вот чем обрабатывают шпалы железнодорожные, когда хотят, чтобы в процессе их эксплуатации нагревающаяся древесина не выделяла в атмосферу канцерогены. Аббревиатура расшифровывается просто – жидкость термоконденсационная. Это нефтяной продукт, похожий на масло, выпускающийся по запатентованной технологии. Данное средство напрямую поставляется заводам-производителям элементов ВСП, в открытом доступе его нет.
Преимущества:

  • продление срока службы опорных конструкций до 20 лет;
  • защита без образования липкого слоя на поверхности, без сгустков и уплотнений – гладкость профиля не нарушается;
  • отсутствует запах, цвет дерева практически не меняется (лишь немного светлеет, что не ухудшает визуальное впечатление);
  • не токсично, не выделяет в атмосферу вредных веществ, а значит не способствует появлению онкологических заболеваний.

Эти плюсы и обуславливают широту использования ЖТК.
Итак, мы выяснили, чем пропитаны шпалы ЖД-путей, а теперь давайте посмотрим, как именно (то есть в какой последовательности) их обрабатывают при выпуске.

Средний срок службы после обработки деревянных шпальных опор

Это время достигает 15-20 лет, а при отсутствии повреждений полотна пути даже превышает данный показатель, и это для всех видов опорных конструкций, которые могут быть обрезными, то есть с пропилами всех четырех сторон, полуобрезными (уже только три поверхности) и необрезными (пропилены частично или только с противоположных концов).

Как построить дом из шпал своими руками. Пошаговая инструкция на фото Выбор шпал для строительства

Железнодорожные шпалы пропитывают креозотом для того чтобы они дольше служили и не портились под влиянием атмосферных явлений и в земле. Креозот токсичен. Поэтому можно приобретать только шпалы, которые использовались уже на протяжении 50 лет. За это время креозот со шпал выветривается и уходит в землю. Они будут более безопасны для здоровья, и иметь меньшую стоимость. Также при выборе шпал нужно знать, что они бывают со сквозной пропиткой и с частичной. Для постройки жилых домов, стоит выбирать последние.

Покупать шпалы лучше в ближайшем отделении, занимающимся ремонтом железнодорожных путей. Так как цена на этот материал у перекупщиков завышена в 2-3 раза.

Делаем фундамент

Первым этапом строительства дома является заливка фундамента. Можно сделать ленточный фундамент по всему периметру, или столбчато-ленточный. В фундамент следует закрепить крепежные болты.

Строим стены дома

Когда строительство фундамента подошло к концу, можно приступать к стенам.

Строить стены нужно с учетом таких правил:

  1. Деревянные шпалы следует укладывать широкой стороной, так они будут лучше держаться и образовывать меньше зазоров, ну и конечно, дом получится теплее.
  2. Первый ряд брусьев укладывается на гидроизоляционный слой и крепится на закрепленные в фундаменте болты.
  3. Каждый ряд шпал улаживается на утеплитель. Это может быть: стекловата, пакля, глина с соломой.
  4. Каждый последующий ряд крепится к предыдущему металлическими шпонками или штырями. Делают это на расстоянии 50-70 см. от концов. Для этого, просверливают обе шпалы, затем в нижней фиксируют шпонку и нанизывают верхнюю, уплотняя конструкцию кувалдой.
  5. Углы, каждых 2-3 рядов, укрепляются металлическими угольниками. А для придания жесткости всей конструкции, на обе стороны стены, прикрепляют по диагонали стальные полосы.
  1. Укладывая шпалы, нужно по внутренней стороне стены, проверять по уровню и отвесу.
  2. Концы шпал соединяют между собой в «шип» и фиксируют скобами, утеплив паклей.

Когда укладка стен практически закончилась, необходимо продумать и вмонтировать крепежные элементы для строп.

Возводим крышу дома из шпал

Крыша у такого дома ничем не отличается от других. Самым бюджетным вариантом будет шиферная крыша. Между верхним рядом брусьев и крышей, необходимо проложить слой гидроизоляции и утеплителя.

Закончив с крышей, можно переходить к установке окон и дверей, укладке пола.

Внутренние отделочные работы в доме из шпал б/у

Отделочные работы внутри дома нужны не только для создания эстетичного вида, но и для того чтобы предотвратить проникновение паров креозота в дом.

Для изоляции используется полиэтиленовая пленка. На нее крепится обрешетка и гипсокартон.

Внешняя облицовка стен из шпал

Внушений вид шпал оставляет желать лучшего. Поэтому с внешней стороны их лучше прикрыть. Так как мы имеем дело с вредным веществом, которое все время испаряется, облицовка должна «дышать». Поэтому для утепления применяем минеральную вату, а в качестве облицовочного материала – сайдинг (виниловый или металлический).

Классификация по типам

В современной стандартизации деревянные шпалы классифицируются по следующим признакам:

  • форме изготовления (обрезная, полуобрезная, необрезная);
  • качеству;
  • наличию пропитки (пропитанная или непропитанная);
  • сфере применения

По первому признаку деревянные шпалы могут иметь дополнительный признак. К нему относятся так называемые глубоко наколотые брусы. На поверхности такая железнодорожная шпала имеет специальные насечки, которые способствуют более глубокому проникновению антисептической жидкости. По качеству деревянные шпалы выпускаются двух сортов. Изделия первого сорта применяются на наиболее важных участках дороги. Шпалы второй сорт устанавливают на второстепенных путях.

По третьему и четвёртому признаку деревянные шпалы делятся на типы. 1-ый тип используется для главных путей первого и второго класса. Их разрешается применять для путей третьего класса с грузонапряжённостью превышающей 50 млн. т×км брутто/км. Обычно это шпала пропитанная тип 1. 2 тип разрешён для установки на главные пути третьего и четвёртого класса, подъездных и сортировочных путей. Третий тип применяется для любых путей пятого класса.

Зачем утилизировать шпалы?

Важно! Вопрос утилизации железнодорожных опор остро стоит сегодня в России. Отслужившие шпалы нуждаются в захоронении, как промышленные отходы, на специализированных полигонах

Однако отведенные для этого площади уже переполнены. Деревянные опоры, пропитанные креозотом, ацетоном и другими антисептиками, приходится складировать в неположенных местах, что, безусловно, наносит урон всему живому. Также по этой причине предприятиям-владельцам жд шпал выписывают штрафы экологические службы. Поэтому важно прибегать к методам утилизации и переработки разных видов жд опор, решающим проблему их излишнего накопления и являющимся альтернативным способом производства энергии и вторсырья. Утилизацией и переработкой изношенных опор занимаются специальные предприятия с соблюдением правил техники безопасности.

Бетонирование

Схема бетонирования опор. Способ установки опор с помощью бетонирования начинается с рытья ямок, в которые заливают бетонный раствор. Бетонирование различают двух видов:

  • простое, которое используется на грунтах с оптимальным уровнем влаги;
  • с применение щебня, которое актуально в слабых почвах и в местах с высоким уровнем вод.

По технологическому процессу бетонирование бывает: частичное и полное. Частичное бетонирование заключается в монтаже опоры в землю и частичном заполнении лунки цементным раствором. Этот способ более экономичный и используется при малых нагрузках. Полное бетонирование применяется для ограждений с большими нагрузками. Технология полной заливки бетоном заключается в укладке десятисантиметровой песчаной подушки и установки опалубки. Далее подготовленная форма заливается раствором из бетона и уплотняется, что позволит убрать воздух из смеси. Спустя месяц бетон высыхает и становится пригодным для установки столбов. Технология полного бетонирования обеспечивает конструкцию устойчивостью к перепадам температур и атмосферным осадкам.

Плюсы

Бетонирование имеет следующие преимущества:

  • обеспечивает прочность забора даже в местах слабых почв;
  • выдерживает большие нагрузки от установленных тяжеловесных ограждений;
  • обеспечивает конструкцию долголетием за счет малой подверженности воздействию коррозии.

Минусы

При установке столбов для заборов выделяют следующие недостатки:

  • дороговизну материалов и расходы на оплату труда за счет сложностей выполнения работ;
  • большие временные затраты на выполнение технологического процесса;
  • выпучивание опор, которые установлены на влажные грунты.

Дополнительные сведения: Сравнение железобетонных и деревянных шпал

У обоих вариантов есть свои недостатки и преимущества:

  • Опорные конструкции, выполненные из хвойных пород, в среднем весят в 3 раза меньше, чем сделанные из ЖБИ – 80 кг против 270, – а значит не так сильно нагружают подушку грунта.
  • Отлитые шпальные опоры устойчивые, но сравнительно сложны в монтаже, а брусья из дерева укладываются быстро, упруги, лучше сцепляются с подложкой.
  • Срок службы деревянных (в зависимости от того, чем обрабатывают железнодорожные шпалы, как их нагружают, какие внешние условия действуют) составляет 15-20 лет, максимально достигает 40 лет, ресурс ЖБИ-конструкций доходит до полувека.
  • Железобетонные отличаются повышенной электропроводностью, тогда как сосновые или кедровые будут диэлектриком.
  • Первые в разы дороже вторых, а значит дольше выходят на самоокупаемость.
  • ЖБИ способны обеспечить только однородный путь, тогда как с использованием их «конкурентов» колею возможно без труда увеличивать или уменьшать по мере необходимости.
  • Бетонные более стойки к морозам, но из-за их жесткости быстрее изнашиваются в точках стыков.
  • ЖБИ более технологичны (используют при монтаже путей самые современные скрепления: ЖБР 65/50; АРС-М,Ч, 44х360).
  • Допустимая скорость движения на железобетонных выше.
  • Каменные опоры экологичнее пропитанных из дерева.

Материал – дерево
Материал – бетон

Немного из истории.

Слово шпала пришло к нам от голландцев во времена Петра I, когда до появления первой железной дороги, оставалось больше ста лет. И первоначальное значение слова «шпала» обозначало «подпорка» (от голландского spalk).

Со временем понятие «шпала железнодорожная», и с определенного момента этим термином принято обозначать специализированные опоры для рельс, исполненные в виде брусьев. Эти брусья укладывают на балластный слой верхнего пути. Именно шпалы железнодорожные принимают на себя давление, которое создают рельсы, скрепления промежуточные передают давление на под-шпальное основание.

Изначально, для производства шпал железнодорожных в качестве главного материала было выбрано дерево, поскольку это — материал, доступный в промышленных масштабах, легко обрабатывается.

Железобетонные шпалы

Железобетонные шпалы после выемки из формы.

В некоторых случаях вместо шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам, выполненные из железобетона или металла

С 1970-х годов в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.

Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а также отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются также костыльные и шурупные соединения). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры. Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым придаётся натяжение (в зависимости от назначения шпалы, обычно 180 атмосфер), форма заполняется бетоном и уплотняется вибрацией. Затем форма разбирается, отправляется в пропарочную камеру, где бетон затвердевает, после чего напряжение со струн передают на бетон и форма переворачивается (кантуется). Такой способ изготовления шпал придаёт им упругость и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.

Достоинства железобетонных шпал: практически неограниченный срок службы вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал, а также использования на грузонапряжённых участках пути. Недостатки: недостаточная жёсткость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона..

Для скрепления рельсы и железобетонной шпалы в последнее время все чаще используют анкерное соединение.

Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД

В принятом стандарте установлены геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов установлена длина шпал равна 2750 мм. Разрешённый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от остальных размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего. Ширина определяется по форме, конструкции.Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условий её эксплуатации. Сколько весит ЖД вариант зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес незначительно увеличивается. Вес одной шпалы зависит от её конструкции. Масса шпалы деревянной первого типа равна 85 кг. Она должна выдерживать самые большие нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте заданы с учётом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцать два процента. Поэтому размеры шпалы могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства задают габариты будущих изделий

Особое внимание уделяется такому параметру толщина. Она должна быть постоянной по всей длине

Преимущества использования шпалер для выращивания малины

Подвязка для малины необходима, так как кустарник высокий – 1,5-1,8 м. При этом побеги растения сравнительно тонкие и гибкие, в связи с чем они гнутся и часто не выдерживают собственного веса. Большой урожай заставляет ветки опускаться к самой земле, в результате чего ягоды болеют и гниют.

Обойтись без подвязки могут лишь низкорослые кусты малины. Для скороспелых и высокоурожайных сортов эта процедура просто необходима. В целом шпалера для ежевики и малины очень полезна, у такой конструкции есть много преимуществ:

Благодаря шпалерам кусты малины выглядят аккуратней и между ними удобно перемещаться.

  1. Благодаря шпалерам можно легко сформировать красивые рядки малины.
  2. Нижние ветки растения не пачкаются, поскольку не касаются земли. Вследствие этого стебли, листья и ягоды не подвергаются нападению таких вредителей, как улитки и лягушки.
  3. Ягоды, независимо от погоды, остаются чистыми.
  4. Благодаря шпалерам кусты малины образуют правильные прямые грядки с широкими промежутками между ними. Это способствует отличному продуванию ветром, что гарантирует сухость кустам, а значит, предупреждает грибковые заболевания.
  5. Использование шпалеры гарантирует равномерную посадку малины, в результате каждая ветка получает одинаковое освещение. Это способствует одновременному созреванию ягод и упрощает сбор урожая.
  6. Садоводу легче ухаживать за растениями. Полив, прополку и мульчирование почвы выполнить очень легко. Кроме того, использование такой посадки позволяет вовремя увидеть и ликвидировать поврежденные побеги.
  7. Проще собрать урожай, а после этого подготовить участок к зиме.
  8. Двигаться между кустами проще. Без шпалер придется пробираться сквозь густые заросли.

Если малина подвязана к шпалере за ней легче ухаживать, поливать и пропалывать

Для того чтобы получить все преимущества, важно правильно выбрать и установить шпалерную конструкцию

Обратите внимание! Основание шпалеры должно на 80-100 см закапываться в землю, поэтому общая длина жерди должна быть около 230-280 см: 80-100 см – в земле и 150-180 см – над ней

Чем лучше отделать баню из шпал, чтоб креозот не просачивался?

Я лично не стал, хотя шпалы халявные были. Пускай уж лучше бревно на камне лежит. Его лучше современным антисептиком пройти.Rexby
01-08-2008 09:34

Сегодня отработанные деревянные шпалы — одна из главных экологических проблем РЖД.Шпалы пропитаны антисептиком, содержащим фенол, отсюда и вредность.Относятся к 3 классу опасности для окружающей среды — умеренно опасные отходы (всего классов опасности 5).Поэтому их даже нельзя размещать на свалках (там допускается размещать только отходы 4-5 класса опасности).И тем более нельзя отдавать шпалы населению, но раньше это у нас делалось, и домики из них построены, хотя и регион у нас не беден лесом.

Спортист
01-08-2008 09:51

Abar
01-08-2008 10:54

SergeyVS
07-08-2008 11:12quote:Originally posted by DIZZI:Сергей, так многие и делают. Я лично не стал, хотя шпалы халявные были. Пускай уж лучше бревно на камне лежит. Его лучше современным антисептиком пройти.
КакимDIZZI
08-08-2008 12:02quote:Originally posted by SergeyVS:Каким

Вчера не мог спросить

В магазинах полно всяких антисептиков.

Орегонец
08-08-2008 07:17quote:рекомендую всем держаться от шпал подальше — за сутки лежания в гараже в прохладную погоду навоняли так, что голова болела
Ну наконец то понял что это такое. От общения с умными людми сам становишся как они.Pavel_A
12-08-2008 11:48

Ипать, а я в таком доме живу, может шпалы разные???

Орегонец
12-08-2008 17:38quote:Ипать, а я в таком доме живу, может шпалы разные???
а мож доживаю, а не живу?sahara
12-08-2008 19:04quote:Originally posted by Спортист:Подумалось: а не дурак ли я, что в 100% лесном регионе строю из вонючих шпал???

а еще на них люди.. сикают

Pavel_A
13-08-2008 20:50quote:Originally posted by Орегонец:а мож доживаю, а не живу?

Видили мы из чего у вас дома строят, хрен его знает как в этой химии живут, если брус в земле 50 лет закопан был, выкопали, а он как новый, и столбы электрические на улицах хернёй какой-то пропитаны, по 50 лет стоят без пасонка. так что креазот перед буржуйской пропиткой просто сынок.

Никифор
20-08-2008 23:08

Знакомый желдорбатовец рассказывал, как продавали шпалы, новые, вонючие на постройку бань.а старые выветревшиеся, говорил ничего, идут на бани…

Pavel_A
21-08-2008 09:15quote:Originally posted by Никифор:а старые выветревшиеся, говорил ничего, идут на бани

говорят что через 20 лет креазот испаряется и шпалы становятся не такими вредными.Орегонец
21-08-2008 10:35quote:столбы электрические на улицах хернёй какой-то пропитаны, по 50 лет стоят без пасонка.
Паша так мы с них дома не строим. приезжайте я вам покажу из чего дома строютОрегонец
21-08-2008 10:36quote:говорят что через 20 лет креазот испаряется и шпалы становятся не такими вредными.
Говорят что и уксус пить можно,если перед этим стакан с содой выпить.————————————————— попробуйте.Никифор
21-08-2008 15:42

уксус глотками пьют, здоровье только прибавляется.

по соседству стоит дача недостроенная. вся из старых шпал. уже лет 30 стоит без окон, потолка и крыши.видимо одна из причин это и есть

Хирург2005
21-08-2008 18:42

Шпалы — это зло Говорю как человек который непосредственно с ними работал, на путях. Про выветривание креазота — ну через 20 лет, под дождями или в проточной воде наверное вымоет креазот. Почти весь . А то что продают, оно обычно из пути, вышедшее по износу. Они еще и отработкой, и дизтопливом, и прочей дрянью политы.

Вот вы говорите воняет С непривычки, день потаскаешь — а на следующий день оказывается лицо, руки — как обгорел.

Петрусь
29-08-2008 06:32

А у меня один знакомый из шпал дом построил

Хирург2005
29-08-2008 13:16

На самом деле бывает шпала необработанная. Редко, впрочем и дорого. Или надо очень удачных знакомых иметь.

Лично я никогда такой не видел, но знаю что бывает

Serjant
29-08-2008 13:39

дык на любой лесопилке..

Хирург2005
29-08-2008 13:47quote:Originally posted by Serjant:и называется пиленный брус??: дык на любой лесопилке..

Не-не-не Пиленый брус таких размеров кстати тоже редкость, и длиной идет обычно по 6 метров.

А шпалы — это в общем тоже брус но определенных размеров . Просто они из-под пилы-то выходят нормальные, пропитывают их уже потом, иногда даже на звеносборке. Вот там-то и можно на халяву брака непропитанного поиметь. По слухам.

Спортист
29-08-2008 15:32

нафиг шпалы!

Главная▲▼

Деревянные шпалы

Деревянные шпалы преобладают на железных дорогах мира, так как они с технической точки зрения в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к подрельсовому основанию.

Главные достоинства деревянных шпал – хорошая упругость, простота изготовления и эксплуатации (транспортировки, подбивки, смены), большое электрическое сопротивление.

Недостатки деревянных шпал – малый срок службы при высокой грузонапряженности, большая потребность в деловой древесине, необходимой для разнообразнейших нужд народного хозяйства.

С 1 января 1966 г. на дорогах России укладывают деревянные шпалы (рис. 1) двух видов:

  • обрезные (А), у которых пропилены все четыре стороны;
  • необрезные (Б), у которых пропилены две противоположные стороны – постели.

Деревянные шпалы делятся на три типа:

  • I – для главных путей;
  • II – для станционных и подъездных (железнодорожных путей необщего пользования);
  • III – для малодеятельных путей необщего пользования промышленных предприятий.

Рис. 1 – Типы деревянных шпал (поперечные сечения)

Шпалы изготовляют из сосны, ели, пихты, кедра, бука и березы. Длина шпал 2,75 м. Для особо грузонапряженных участков поставляют шпалы длиной 2,8 м, а для участков с совмещенными путями различной ширины колеи – 3,0 м.

Деревянные шпалы заменяют из-за гниения и механического износа. Эти процессы протекают одновременно и влияют друг на друга. В РФ принята система выборочной смены шпал, кроме капитального ремонта, при котором шпалы заменяют сплошь. Профессор М. А. Чернышев предложил определять средний фактический срок службы деревянных шпал из выражения

где А – общее количество шпал, лежащих в пути;

m1, m2 – количество негодных шпал в пути по данным натурного осмотра соответственно к началу и к концу периода (года, пятилетки);

n – количество шпал, уложенных в путь за период tн;

tн – длительность наблюдения.

Величины A, m1, m2 и n берут из технического паспорта пути и технических отчетов.

Рис. 2 – Изменение срока службы деревянных шпал в зависимости от прошедшего тоннажа: 1 – костыльное скрепление; 2 – раздельное жесткое; 3 – раздельное с пружинной клеммой

По данным МИИТа и ВНИИЖТа, срок службы деревянных шпал при различных скреплениях зависит от прошедшего тоннажа (рис. 2). Продление срока службы шпал имеет большое народнохозяйственное значение. Чтобы увеличить их долговечность, необходим целый комплекс мероприятий и следует выполнять множество требований:

  • заготовлять здоровую древесину, как правило, зимой;
  • до пропитки хранить и просушивать шпалы без доступа прямых лучей солнца; костыльные и шурупные отверстия сверлить перед пропиткой;
  • стягивать шпалы винтами для предупреждения их растрескивания;
  • перед пропиткой накалывать постели и боковые грани шпал для увеличения глубины пропитки и предупреждения растрескивания;
  • высококачественно пропитывать шпалы на заводах маслянистыми антисептиками (каменноугольным креозотовым или антраценовым маслом);
  • правильно (по инструкции) хранить шпалы после пропитки на заводах и на дорогах до укладки в путь;
  • бережно грузить, перевозить и выгружать шпалы, правильно укладывать их в путь и подбивать;
  • широко применять специальные нашпальные прокладки, чтобы предохранить поверхность от механического износа;
  • использовать высококачественный балласт;
  • предупреждать угон пути;
  • укладывать на 1 км пути столько шпал, сколько требуется при данных грузонапряженности, нагрузке от подвижного состава и скорости движения поездов;
  • высококачественно осуществлять текущее содержание пути в целом и шпал в частности.

Среди всех мероприятий по продлению срока службы деревянных шпал особое место занимает пропитка их антисептиками, которые убивают разрушающие древесину грибки и не допускают их развития. Лучший антисептик – каменноугольное креозотовое масло. Это – чистый отгон каменноугольной смолы без посторонних примесей. Его получают на коксохимических заводах перегонкой смолы при температуре 200–400 °С. Этот антисептик не выщелачивается, не влияет вредно на металл и не повышает электропроводность шпал. Обычно его применяют в смеси с мазутом (40–50% каменноугольного креозотового масла и 60– 50% мазута).

Деревянные шпалы

Бывшие в употреблении деревянные шпалы
Порода древесины для шпал может быть разная (например Красный клён или Эвкалипт), в некоторых странах предпочитают дуб, а в некоторых, в силу экономических причин древесину хвойных пород, преимущественно сосну, хотя такие шпалы более подвержены износу. Для предотвращения гниения шпалы пропитывают антисептиками, чаще всего креозотом.

Деревянные шпалы обладают многими достоинствами: упругость, лёгкость обработки, высокие диэлектрические свойства, хорошее сцепление с щебёночным баластом, малая чувствительность к колебаниям температуры. Важнейшим свойством является возможность уширения рельсовой колеи в кривых радиусом менее 350 м.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Срок службы деревянных шпал (в зависимости от типа древесины, внешних условий и интенсивности эксплуатации) составляет от 7 до 40 лет. Деревянные шпалы в России изготавливают преимущественно из сосны, а также из ели, пихты, кедра, хотя ранее проводились эксперименты по изготовлению шпал из дуба, лиственницы. Основная проблема деревянных шпал — тенденция их загнивания в местах крепления к ним рельсов.

Деревянные шпалы изготавливаются по ГОСТ 78-2004.

  • Шпала 1 типа, пропитанная — используется для главных путей
  • Шпала 2 типа, пропитанная — используется для подъездных и станционных путей

Шпалы из дерева подразделяются на три вида:

  1. обрезные (отёсанные со всех 4 сторон)
  2. полуобрезные (отёсанные только с 3 сторон)
  3. необрезные (отёсанные только сверху и снизу)

Пропитка шпал осуществляется каменоугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК для пропитки железнодорожных шпал. В настоящее время в России пропитка осуществляется методом «вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.

Шпала до пропитки Автоклав Пропитанная шпала Вагон загруженный пропитанной шпалой

Для пропитки шпал производители используют комлекс оборудования: автоклавы, сушильные камеры, котлы-парообразователи и пр.

Пропитка древесины методом «вакуум-давление-вакуум» обеспечивает наиболее глубокое проникновение защитного средства и применяется для пропитки древесины, эксплуатируемых в тяжелых условиях: шпал, опор ЛЭП связи, свай, мостов и др. Древесина должна быть сухой или подсушенной непосредственно перед пропиткой в том же автоклаве.

Предлагаем ознакомиться Хрен в домашних условиях: 12 простых рецептов — Четыре вкуса

1 Начальный вакуум, при котором в древесине создается разрежение.
2 Жидкостное давление выше атмосферного. В древесину под давлением вводят антисептик.
3 Конечный вакуум, предназначенный при пропитке маслами для снижения начального поглощения, а при пропитке водорастворимыми антисептиками — для подсушки поверхности древесины.

С какой целью обрабатывают древесину?

Себестоимость деревянных заготовок, используемых при прокладке железной дороги, очень мала, но эта дешевая древесина обладает недостаточным эксплуатационным ресурсом. Сюда стоит добавить чрезвычайно агрессивные условия применения: постоянную вибрацию, контакт с атмосферными проявлениями и почвой, высокое давление.

Качество и характеристики готовых шпал регулируются ГОСТ 78-2004. Чтобы срок службы изделий соответствовал данным нормативам, их пропитывают специальными составами, существенно увеличивающими потенциал древесины. Подобные химические «коктейли» надежно защищают волокнистую структуру продукции от разрушительного воздействия влаги и физического износа.

Железнодорожные шпалы эксплуатируются в неблагоприятных условиях

Железобетонные шпалы

С 1970-х в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.

Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а так же отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются так же костыльные и шурупные скрепления). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры.

Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым сообщаются растягивающие усилия. Затем под действием вибратора форма заполняется бетоном. Когда бетон затвердевает, напряжения со струн снимаются и форма разбирается. Такой способ изготовления шпал придаёт им упругости и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.

Достоинства железобетонных шпал: практически неограниченный срок службы вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал, а так же использования на грузонапряженных участках пути. Недостатки: недостаточная жесткость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона..

Можно ли применить обработанные шпалы в строительстве?

Это достаточно популярный материал благодаря невысокой стоимости. Но, применять его для возведения хозяйственных и жилых объектов крайне не рекомендуется. В первую очередь следует обратить внимание на запах шпал.

Если имеется характерный запах креозота, не стоит использовать эту древесину. Некоторые недобросовестные продавцы пытаются различными способами замаскировать запах, позиционируя такой материал как обычную древесину. Да и многие сами делают так для использования шпал в бытовых целях.

Так поступать нельзя, это чревато развитием серьезных заболеваний. Не стоит экономить и покупать шпалы, даже если планируется возведение подсобных сооружений.

Изделия, пропитанные элемсептом и ЖТК тоже не рекомендуется использовать в строительстве. Эти вещества разработаны специально для промышленности, но не для бытового применения. Их основная задача – продлить срок службы древесных изделий. Для прокладки железных дорог их можно применять, но бытовое строительство недопустимо.

Особенности использования и обработки

На самом деле, древесина по-прежнему остается своеобразным «стратегическим резервом» и очень часто используется при строительстве железных дорог временного или промышленного назначения. При относительно небольшом весе по сравнению с бетонными аналогами и минимальной цене она все так же актуальна для нужд экономики.

Единственный минус шпал из дерева – их гниение, а также порча изделий от различных насекомых, из-за роста грибка и плесени. Для предотвращения подобных возможностей широко применяется специальная обработка. Чем пропитывают деревянные шпалы на шпалопропиточных заводах?

Предлагаем ознакомиться Лучшие кистевые томаты для теплиц и открытого грунта || Японская кисть помидоры

Креозотом пропитывались шпалы еще во времена бывшего СССР, этот метод считается классическим и на практике доказал свою «профпригодность». Достаточно сказать, что до сих пор большинство «креозотных» шпал отвечают всем нормам и техническим стандартам качества.

Креозот – это каменноугольное техническое масло, которое относительно безопасно для человека, но при этом отличается достаточно специфическим запахом, практически невыводимым даже через годы. Чем обрабатывают шпалы еще в наше время?

Особенности подхода к утилизации деревянных шпал

Размеры шпалы деревянной, а они бывают разных типов, описываются ГОСТ 78-2004. При этом, соответственно месту дальнейшего применения, могут быть рекомендованы три основных стандарта размеров, если рассматривать изделие в поперечном сечении.

Для изготовления такого вида шпал используются породы дерева, обладающие высокопрочностными характеристиками, неподверженные гниению. Обычно, исходным материалом рассматриваются стволы хвойных деревьев (преимущественно сосен). Многие еще с детства знают специфический запах шпал – это шпала пропитанная, часто запах путают с мазутом или другими технологическими жидкостями. Остается только уточнить, чем обрабатывают шпалы для того чтобы они сохраняли свои качества длительное время. Это креозот –каменноугольное масло, ЖКТ – жидкость термокаталитическая, выполняющие роль антисептика, что собственно и продлевает эксплуатационный срок жизни шпал.

На фото черные шпалы – это означает, что они пропитаны каменноугольным маслом

Кроме высоких прочностных качеств, вес шпалы деревянной считается одной из причин для использования именно этого материала. Наравне с этим идет сравнительно дешевая добыча и обработка древесины, возможность легкой замены изделий.

Утилизация деревянных шпал, пропитанных креозотом и другими антисептическими средствами, вызывает определенные трудности в работе самой РЖД. Согласно усредненным оценочным данным, на территории РФ ежегодно оказываются замененными около миллиона единиц шпал, изготовленных из дерева. Вследствие пропитки антисептиками утилизация шпал железнодорожных деревянных согласно ФККО, должна происходить по правилам, применимым к отходам третьего класса опасности. Это связано с выделением токсичных веществ в атмосферу при сжигании таких изделий.

Наглядное видео, в котором рассказывает об утилизации деревянных шпал:

Как результат, утилизация шпал железнодорожных данного вида может происходить пятью способами, из которых далеко не все легко осуществимы.

  1. Сжигание, применяется для древесины, основательно прогнившей, не пригодной для последующего использования.
  2. Пиролиз и газификация. Эти два различных метода, хотя и обладают положительными аспектами, редко находят реальное применение из-за дороговизны процесса утилизации.
  3. Специализированная переработка старогодных шпал под строительство (предварительное очищение от пропитки).
  4. Использование вторичного материала для строительства (но здесь есть множество оговорок, поскольку обработанные креозотом изделия вредны для здоровья человека);
  5. Не исключено захоронение подобного типа отходов на полигоне – это бывший способ. Употребление такого способа утилизации, как правило, недопустимо.

На территории России постоянно проводятся тендеры компаний, которых интересует утилизация шпал деревянных бу или железобетонных. Их организация укладывается в принципы, предусмотренные документами КУШ 30 и КУШ 40.

Практически по всем регионам страны работает ни один завод для утилизации шпал железнодорожных деревянных, наиболее крупные из них: ЗАО «Турмалин» и «Полиинформ». Предприятия используют разнообразные методы утилизации шпал деревянных, цены на них также сильно отличаются.

«Турмалин» реализует термическое разложение твердых бытовых отходов в специальных печах, занимается производством и поставкой инсинераторов. Предоставляет собственные мощности предприятиям различных веток РЖД (например, ВНИИЖТ, обслуживающее Северо-Кавказская дорога).

Такие и подобные станции изготавливает завод Турмалин

«Полиинформ» занимается газификацией щепы из негодных деревянных шпал. Однако масштабность работы этого предприятия значительно меньше, чем мощности, которыми владеет «Турмалин» отсюда и цена на переработку ниже.

Стальные шпалы

Стальные шпалы

Стальные шпалы из гнутого стального профиля, являются относительно лёгкими по весу. Такие шпалы иногда используется для временных подъездных путей, ветках промышленных предприятий. Их преимущество в том, что они не подвержены гниению и атакам насекомых, хорошо сохраняют ширину колеи, но при этом большим недостатком является то, что они подвержены ржавчине.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Стальные шпалы используются на железных дорогах Марокко, Алжира.

Металлические шпалы применяются также в доменном и сталеплавильном производстве на тех участках, где из-за высоких температур деревянные шпалы горят, а в железобетонных шпалах происходит расслоение бетона. Кроме того, металлические шпалы позволяют устраивать верхнее строение пути при повышенных нагрузках на ось подвижного состава ?- до 60 тонн (нагрузки на ось подвижного состава МПС до 20 тн)..

Шпалы

Шпалы (рельсовые опоры) служат для:

  • восприятия давления от рельсов и передачи его балластному слою;
  • упругой переработки динамических воздействий на путь;
  • обеспечения постоянства ширины колеи и совместно с балластом устойчивости рельсошпальной решетки в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

В соответствии с этим шпалы должны обладать достаточной прочностью, упругостью, хорошо сопротивляться механическому износу и перемещениям, быть простыми по форме, иметь наибольший срок службы и наименьшую стоимость при изготовлении и содержании.

Число шпал на 1 км (эпюра) зависит от величины нагрузок на рельсы, грузонапряженности, скоростей движения поездов, типа рельсов, типа балластного слоя, плана и профиля пути. В РФ приняты 3 эпюры: 1600 шт/км (на второстепенных путях), 1840 и 2000 (в зависимости от плана линии и скорости движения).

Схема расположения шпал на рельсовом звене называется эпюрой укладки шпал.

Шпалы (в зависимости от материала) бывают деревянные, железобетонные и металлические.

Деревянные шпалы

Деревянные шпалы преобладают на железных дорогах мира, так как они с технической точки зрения в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к подрельсовому основанию.

Главные достоинства деревянных шпал – хорошая упругость, простота изготовления и эксплуатации (транспортировки, подбивки, смены), большое электрическое сопротивление.

Недостатки деревянных шпал – малый срок службы при высокой грузонапряженности, большая потребность в деловой древесине, необходимой для разнообразнейших нужд народного хозяйства.

С 1 января 1966 г. на дорогах России укладывают деревянные шпалы (рис. 1) двух видов:

  • обрезные (А), у которых пропилены все четыре стороны;
  • необрезные (Б), у которых пропилены две противоположные стороны – постели.

Деревянные шпалы делятся на три типа:

  • I – для главных путей;
  • II – для станционных и подъездных (железнодорожных путей необщего пользования);
  • III – для малодеятельных путей необщего пользования промышленных предприятий.

Элемсепт и ЖТК

Относительно новым продуктом для обработки от современной химической промышленности стали порошки элемсепт. Шпалопропитка осуществляется при помощи автоклавов. При этом из дерева в вакууме полностью удаляется влага, делаются специальные проколы и под давлением подается порошок. В отличие от креозота, который должен проникнуть на максимально большую глубину, элемсепт-пропитка обеспечивает аналогичную защиту при проникновении всего на 3-4 мм.

Обработка шпал также может осуществляться новой пропиткой — ЖТК, которая по своим характеристикам не уступает креозоту и элемсепту, но при этом не имеет неприятного запаха. Обработанные шпалы не липнут к рукам и перчаткам, что облегчает процессы укладки и ремонта.

Предлагаем ознакомиться Подготовка теплой грядки с осени

Качественная обработка шпал деревянных теоретически способна обеспечить срок эксплуатации в районе 40-50 лет. Однако постоянные нагрузки сокращают срок службы до 15-20 лет.

Составы для пропитки

Классическим средством является креозот. Но, современная химическая промышленность предлагает и более эффективные пропитки – элемсепт и ЖТК. Они значительно улучшают эксплуатационные свойства дерева.

Креозот

Данный состав начали применять еще в середине прошлого века. Вещество является токсичным. Производится из каменного и древесного угля путем дистилляции дегтя. Состоит из фенола и фенольных эфиров, являющихся вредными для человека и окружающей среды.

Обработанные креозотом шпалы имеют темную окраску и выделяют неприятный резкий запах, ассоциирующийся с дизельным топливом. Несмотря на токсичность по стандартам данный материал допустим к использованию в железнодорожном строительстве. Уровень выделяемых веществ приемлем, согласно государственным нормам.

Вещество дает действительно заметный эффект. Долговечность значительно повышается за счет предотвращения преждевременного разрушения материала. Средство отличается доступной стоимостью, а технология применения отработана десятилетиями.

Элемсепт

Антисептическое вещество, включающее концентраты оксидов хрома, меди и мышьяка. Не содержит солей. Перед нанесением разводится водой на специальном оборудовании, поочередно создающем эффекты вакуума и повышенного давления.

Пропитанные конструкции приобретают зеленоватый оттенок. Токсичность значительно ниже, в сравнении с креозотом, не имеет неприятного запаха.

Производится в порошковом виде. Пропитка дерева выполняется с применением специальных автоклавов по следующей технологии:

  • сушка в условиях вакуума;
  • под давлением наносится разведенный элемсепт;
  • для закрепления результата снова создается вакуум.

Благодаря такой технологии вещество проникает не менее чем на 2 мм внутрь древесины. Метод является более эффективным, по сравнению с пропиткой креозотом.

ЖТК

ЖТК – жидкость термоконденсационная, продукт нефтеперерабатывающей промышленности. Технология производства запатентована и отсутствует в открытом доступе. После обработки дерево приобретает коричневатый оттенок.

Светлая древесина темнеет незначительно. Большинство лиственных пород обретают темно-коричневый цвет. Средство не токсично и не обладает специфическим запахом.

Весомое преимущество перед креозотом заключается в том, что вещество не может привести к развитию онкологических заболеваний. Готовые изделия имеют более приятный внешний вид.

На поверхности не образуется липкий слой, не появляются уплотнения и сгустки пропиточного материала. После обработки срок эксплуатации изделий не ниже, чем при использовании креозота.

Характеристика шпал, укладка шпал

В некоторых случаях взамен шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам выполненные из железобетона или металла

Путь на деревянных шпалах

Длина шпал зависит от ширины колеи. В России применяют железобетонные шпалы длиной 270 сантиметров и деревянные длиной 275, 280 или 300 сантиметров. Под стрелочными переводами укладывают длинные разновидности шпал — стрелочные брусья, длина которых доходит до длины двух шпал.

В некоторых случаях взамен шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам выполненные из железобетона или металла.

Количество шпал на один километр железнодорожного пути называется Эпюрой укладки шпал. Это значение в разных странах колеблется от 1000 до 2200 шпал. Стандартные значения для России 2000, 1840, 1600 либо 1440 шпал/километр. В основном применяется эпюра 1840 шт/км (46 шпал на 25 метров) на прямых участках и 2000 шт/км в кривых.

Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД

В принятом стандарте установлены геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов установлена длина шпал равна 2750 мм. Разрешённый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от остальных размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего. Ширина определяется по форме, конструкции.Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условий её эксплуатации. Сколько весит ЖД вариант зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес незначительно увеличивается. Вес одной шпалы зависит от её конструкции. Масса шпалы деревянной первого типа равна 85 кг. Она должна выдерживать самые большие нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте заданы с учётом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцать два процента. Поэтому размеры шпалы могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства задают габариты будущих изделий. Особое внимание уделяется такому параметру толщина. Она должна быть постоянной по всей длине.

Шпалы в метрополитене

В московском метрополитене на закрытых участках пути применяются брусковые шпалы из соснового дерева I и II типов, пропитанные креозотом. На открытых участках линий применяются железобетонные шпалы. Длина шпал 270 см, поперечное сечение — 16х25 сантиметров. На стрелочных переводах метро, применяются брусья длиной от 270 до 675 см. На станциях применяются так называемые «шпальные коротыши» длиной 90—100 см.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

В первой очереди метро на прямом участке пути укладывалось 1600 шпал, на кривом 1760, со второй по пятую очередь было увеличено количество шпал, составив соответственно 1680 и 1840. При строительстве наземной части Филёвской линии число шпал было ещё более увеличено и составило соответственно 1840 и 2000.

Чем обрабатывают шпалы?

Кое-где удавалось обходиться местными средствами. Курско-Харьково-Азовская дорога практиковала предварительное вымачивание шпал в соляном растворе — рапе Сиваша. Аналогичным образом антисептировали шпалы на Баекунчакской дороге, которая вела к известному соляному озеру.

Стационарные заводы сооружали преимущественно иностранные фирмы. Однако отдельные заводы, например Жуковский Орловско-Витебской дороги, были построены русскими специалистами под руководством Б. К. Завадского.

Оборудование передвижных заводов готовилось в Коломне и Брянске.

Русские инженеры прилагали немало усилий, чтобы найти способы более рационального использования на железных дорогах лесных богатств страны. Заботой об экономичном использовании леса проникнуты доклады В. И. Герценштейна

, , работы

Л. Ф. Шухтана , Б. Рутковского и др. Несмотря на официальное ограничение пород леса по их пригодности для пропитки (сосна, ель и дуб), на ряде дорог проводили испытания шпал, изготовленных из дешевых лиственных пород. Так, на Закавказской дороге по инициативе

А. Н. Пушечникова были уложены пропитанные грабовые и буковые шпалы. На ветви к рязанскому шпалолропиточному заводу вполне успешно испытывали пропитанные шпалы из осины.

Зная о недостатках водного антисептика и о преимуществах масляных, но не располагая антисептическими углеводородами типа креозота и ему подобных веществ (они отсутствовали в перечне продуктов отечественного производства), русские инженеры пытались найти подходящие заменители. Следует упомянуть об опытах пропитки шпал нефтью, которые еще в 70-е годы велись на Поти-Тифлисской дороге под руководством инженера В. И. Курдюмова. Эти опыты не дали вполне удовлетворительных результатов, хотя приемлемый режим пропитки все-таки и был найден, после чего поднимался вопрос об антисептировании дерева парами нефтяных углеводородов . Некоторое время на русских дорогах применялась пиреновая жидкость, испытания которой были начаты инженером Кирпичниковым на станции Кинешма в 80-е годы.

Вопросами предохранения дерева, особенно шпал, от преждевременной порчи и гниения занималась организованная в 1887 г. при Русском техническом обществе комиссия специалистов. Она провела ряд интересных и полезных исследований, например организовала сбор статистических сведений о службе деревянных шпал на дорогах, методика которого была принята и одобрена на IV Петербургской сессии Международного конгресса железных дорог для использования на всех дорогах — участницах конгресса.

Однако в целом состояние шпального хозяйства на русской сети было неудовлетворительным. Пропитка масляными антисептиками так и осталась неосуществленной мечтой русских инженеров. К началу первой мировой войны всего лишь один павлоградский завод Южных дорог пропитывал шпалы креозотом. Еще один завод (Петербурго-Варшавской дороги) применял креозот в эмульсии с хлористым цинком . Остальные заводы пользовались водными антисептиками — преимущественно дешевым, но нестойким и малоэффективным хлористым цинком. Качество пропитки было чрезвычайно низким, ибо оборудование большинства заводов являлось устаревшим, а руководители их и технический персонал, как правило, не имели серьезной подготовки. Однако даже такой низкокачественной пропитке не подвергались все укладываемые в путь шпалы. В 1913 г. пропитанные шпалы практически в полном объеме заказывали для текущего содержания и ремонтов три казенных и одна частная дороги. Остальные приобретали пропитанные шпалы частично, а некоторые не использовали их вообще. В годы войны, когда надзор за путем ослаб, непропитанные шпалы сгнивали до трухи.

является одним из крупнейших производителей железнодорожных шпал в России. Причем в ассортименте нашей компании присутствуют, как классические пропитанные шпалы, так и переводной брус.

Компания существует с 2001 года, но, несмотря на непродолжительную историю существования, имеет прекрасную репутацию. Мы — стремительно развивающийся и надежный производитель, хорошо известный на специализированном рынке. Причем, благодаря высочайшему качеству продукции, а также оперативности поставок, ООО «ПИЛТОРГ» стабильно принимает участие в строительстве масштабных объектов.

Одним из товаров, на производстве которых специализируется компания, являются шпалы пропитанные. Следует отметить, что каждая такая шпала представляет собой, по сути, опору для железнодорожных рельсов, изготовленную из высококачественной древесины и пропитанную специальным химическим составом.

Методы контроля.

3.1

Определение и измерение пороков древесины и обработки — по ГОСТ 2140.

Определение качества пропитки шпал — в соответствии с требованиями к пропитки шпал на шпалопропиточных заводах.

3.2

Длина шпалы должна измеряться по наименьшему расстоянию между ее торцами, толщина — в любом месте, но не ближе 380 мм от торцов, ширина верхней и нижней пластей — в самом узком месте на участках длиной 400 мм, отстоящих на расстоянии 380 мм от торцов шпалы

3.3

Размеры шпалы измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или металлической линейкой по ГОСТ 427.

3.4

Контроль предпропиточной влажности древесины шпал — по ГОСТ 20022.14.

Технические требования.

1.1

Шпалы должны изготовляться из древесины сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы и березы

1.2

Типы и размеры.

1.2.1

В зависимости от назначения шпалы должны изготовляться трех типов:

  • I — для главных путей;
  • II — для станционных и подъездных путей;
  • III — для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий.

1.2.2

По форме поперечного сечения шпалы подразделяются на три вида:

  • Обрезные — пропилены четыре стороны (черт. 1);
  • полуобрезные — пропилены три стороны (черт. 2);
  • необрезные — пропилены две противоположные стороны, две другие могут быть пропилены частично (черт. 3).

1.2.3

В зависимости от типов размеры шпал должны соответствовать указанным в Таблице 1.

Таблица 1.

Тип шпалы Толщина h Высота пропиленных боковых сторон h 1 Ширина Длина
Верхней пласти, не менее Нижней пласти
b b I b 1
Тип I 180+5 150 180 210 250+5 2750+20
Тип II 160+5 130 150 195 230+5 2750+20
Тип III 150+5 105 140 190 230+5 2750+20

Примечания 1.

Шпалы типа II толщиной 155 мм следует относить к типу III.

2. Ширина верхней пласти необрезных шпал типа I должна быть не менее 155 мм.

3. Допускаются шпалы типа I с шириной нижней пласти 230 мм и шпалы типов II и III — 250 мм в количестве не более 10% в партии.

4. Ширина нижней пласти b 2 не должна превышать 280 мм.

1.2.4

Размеры шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а для лиственных пород — по ГОСТ 6782.2.

1.3

Характеристики.

1.3.1

Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в Таблице 2.

1.3.2

В партии допускается 15% шпал с нормами ограничения пороков, установленными в Таблице 3.

1.3.3

Пласти шпал, а в обрезных шпалах и боковые стороны, должны быть взаимно параллельны. Непараллельность не должна быть более 10 мм на всю длину шпалы.

Таблица 2.

Порок древесины по ГОСТ 2140-81
1. Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся:
а) здоровые (светлые, темные, с трещинами) В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 60 мм, на остальных поверхностях — не более 110 мм.
б) загнившие и гнилые
в) табачные В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 10 мм, на остальных поверхностях не более 60 мм.
2. Двойная сердцевина Не допускается
3. Ядровая и наружная трухлявая гнили Не допускается
4. Грибные ядровые пятна (полосы) Допускаются, не более 25 % соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон
5. Заболонная гниль:
а) мягкая Не допускается
б) твердая Не допускается
6. Ложное ядро Допускается размером не более 1/2 площади торца без выхода на верхнюю пласть. Выход ложного ядра на боковые стороны допускается размером 2/3 толщины шпалы.
7. Глубокая червоточина Допускается в количестве не более 6 шт. на 1 м длины шпалы
8 Трещины:
а) метиковая Допускается протяженностью по торцу не более 1/3 толщины или ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть
б) отлупная Не допускается с выходом на верхнюю пласть и боковые стороны, а также с выходом на нижнюю пласть против мест расположения путевых подкладок
в) морозная Не допускается на верхней пласти. На остальных поверхностях допускается глубиной не более 40 мм
г) от усушки боковая Допускается длиной не более 450 мм каждая.
д) от усушки сквозная Допускается протяженностью по длине шпалы не более 100 мм.
9. Наклон волокон Допускается не более 10 %
10. Проросль
11. Заруб и запил Не допускается в местах укладки путевых подкладок
12. Покоробленность:
а) простая Допускается со стрелой прогиба, мм, по пластям — не более 10 и по боковым сторонам — не более 100
б) крыловатость Допускается не более половины нормы простой покоробленности.
13. Кривизна:
а) простая Допускается по боковым сторонам необрезных и полеобрезных шпал со стрелой прогиба не более 50 мм.
б) сложная Допускается не более половины нормы простой кривизны.
14. Скос пропила торцов шпал по отношению к продольной оси Допускается не более 20 мм по толщине и ширине шпалы

Примечания: 1.

Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.

2. Пороки по ГОСТ 2140, не указанные в таблице, допускаются.

Таблица 3.

Порок древесины по ГОСТ 2140 Норма ограничения пороков древесины
1. Сучки табачные На всех поверхностях за исключением мест укладки путевых подкладок допускаются размером не более 25 мм в количестве не более 3 шт. на шпалу
2. Твердая заболонная гниль На всех поверхностях за исключением мест укладки путевых подкладок допускаются в виде отдельных пятен размером не более 30 мм.
3 Трещины:
а) метиковые Допускаются протяженностью по торцу не более 1/2 толщины и ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть.
б) усушки боковые Допускаются длиной не более 700 мм каждая.
4. Кривизна простая Допускается по боковым сторонам необрезных и полуобрезных шпал со стрелой прогиба не более 100 мм.

1.3.4

Непропиленные поверхности шпал должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть срезаны вровень с поверхностью шпалы, при этом срез сучка должен быть плоским.

1.3.5

Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны маслянистыми защитными средствами.

1.3.6

Режимы и качество пропитки шпал должны соответствовать требованиям к пропитке шпал на шпалопропиточных заводах.

1.4

Маркировка непропитанных шпал должна быть четкой и наноситься на один из торцов шпал клеймением или стойкой краской. Маркировка шпал после пропитки не возобновляется.

1.5

Непропитанные шпалы должны быть рассортированы по каждому типу отдельно и по породам: сосновые и кедровые — вместе; еловые и пихтовые — вместе. Пропитанные шпалы рассортировывают по типам.